Фамилия Аксаментов относится к числу старинных семейных образований искусственного, семинарского происхождения.
Существовала практика давать церковнослужителям искусственно созданные фамилии, сложившаяся в конце XVII века и продолжавшаяся свыше двух веков. Вначале семинарские фамилии давали только тем, у кого их не было. Со временем присвоение новой фамилии при поступлении в семинарию распространилось на всех семинаристов. Обычно, вместо наследуемой от отца фамилии, ученик духовной семинарии получал новую, «придуманную», которая затем могла еще не раз измениться – например, при вступлении в церковную должность.
Образование искусственных церковных фамилий шло различными путями. Основой фамилии могло стать, к примеру, какое-либо название, встречающееся в Библии, наименование церковной утвари, имя православного святого и т.д. Объясняя происхождение получаемых ими фамилий, семинаристы шутили: «По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство». Большую популярность также имели семинарские фамилии, образованные от латинских и греческих слов.
Фамилии, образованные от латинских слов, могли характеризовать физические особенности их носителей (Минорский – от minor – «маленький»), характеризовать нрав или поведение семинаристов (Гиляров – от hilaris – «весёлый»), или же быть прямым переводом русских фамилий на латинский язык (Ансеров – Гусев).
В основе фамилии Аксаментов лежит латинское слово axamenta – «торжественная песня, гимн, молитва». Так назывались песни, которые пелись салиями – жрецами Марса Градива у римлян. Во время процессий жрецы-салии молились, главным образом, богу Марсу, и прославляли его, равно как и других римских богов, распевая песни – аксаменты. Эту фамилию могли присвоить семинаристу, к примеру, за любовь к пению.
Источники: Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. 1981. Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. М., 1995. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб., 1913. Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных имен. СПб., 1903. Веселовский С.Б. Ономастикон. М., 1974. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. СПб., 1914.
Подавляющее большинство русских фамилий образовано от христианских православных имен, содержащихся в церковном календаре - святцах. Религия требовала, чтобы ребенка называли в честь легендарного или исторического лица, почитаемого церковью в строго определенный день года. Христианская религия пришла на Русь в X веке из Византии, которая заимствовала ее у Римской империи, в Рим же она проникла с Ближнего Востока. Поэтому большинство личных имен, то есть имен христианских, заимствовано из древнееврейского, древнегреческого и латинского языков.
Фамильное имя Антипиных образовалось в качестве отчества от мужского канонического имени Антип. Данное имя пришло в православные святцы из Древней Греции; оно возникло в качестве формы древнего имени Антипатр, которое в переводе на русский язык означает «заменивший отца, отчим».
Считалось, что при образовании фамилии от крестильного имени предка заступничество святого покровителя распространяется на весь род. Таким образом, обладателей фамильного именования Антипины оберегает святейший священномученик Антипа, епископ Пергамский, ученик св. Иоанна Богослова.
Источники: Тупиков Н.М., Словарь древнерусских личных собственных имен. Толковый словарь В. Даля, в 4-х т. Петровский Н.А., Словарь русских личных имен. Унбегаун Б.О., Русские фамилии.
Фамилия Артемьев произошла от полного крестильного имени Артемий , что в переводе с греческого языка означает «посвящённый Артемиде», богине охоты и Луны. Кроме того, слово «артемиа» переводится как «безупречное здоровье».
Источники: Веселовский С.Б. Ономастикон. М., 1974. Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных имен. СПб., 1903. Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. М., 1995. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 1998.